Международные транспортные коридоры и перспективы экспортно-импортной агрологистической экосистемы в России
С.В. Ламанов1, М.Р. Ли2, Р.А. Ромашкин1, Т.В. Сурганова1
1Евразийский центр по продовольственной безопасности МГУ имени М.В. Ломоносова
2НИУ «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства»
Аннотация
В статье рассмотрены вопрос развития международных транспортных коридоров, и прежде всего, коридора «Север-Юг». Проведено исследование перспективных маршрутов этого коридора, собраны предварительные оценки требуемых инвестиционных расходов для их формирования, перечислены основные риски, организационные и логистические задачи, которые предстоит решить при реализации проекта, а также представлена ожидаемая динамика грузовых потоков и перспективная грузовая база транспортного коридора.
Ключевые слова: международный транспортный коридор, транспортный маршрут, грузовая база, логистическая инфраструктура, агрологистика.
1. Перспективные международные транспортные коридоры
В контексте постоянных вызовов и угроз в отношении российского экспорта через порты азовско-черноморского бассейна актуализировались работы по формированию альтернативных международных транспортных коридоров (МТК). Сформирована группа перспективных МТК, участником и бенефициаром от создания которых выступают Россия, страны Центральной Азии, Ближнего Востока, Китай, Иран и Индия. Эта группа состоит из следующих МТК:
- МТК «Восток-Запад» (связывает Россию с КНР и странами АТР);
- МТК «Россия-Турция» (связывает Россию с Турцией и странами, грузооборот с которыми поддерживается через порты азовско-черноморского бассейна);
- МТК «Север-Юг» (связывает страны СНГ с Ираном, Ближним Востоком и Индией).
Вероятно, наиболее проработанным в настоящее время является проект по формированию МТК «Север-Юг» (INSTC). Следует также подчеркнуть, что этот коридор выглядит и наиболее перспективным с точки зрения развития российских экспортно-импортных поставок продовольственных товаров.
2. Перспективы, открывающиеся при создании МТК «Север-Юг»
По оценке иранских экспертов, создание коридора «Север-Юг» станет лучшим способом развития связей между Россией и Ираном [1].
Товарооборот двух стран составил в 2021 году около 4 млрд долл. США. При этом российский экспорт в Иран превысил 3 млрд долл. США. Россия входит в десятку крупнейших внешнеторговых партнеров Ирана, однако ее доля колеблется на уровне 1–3%, что гораздо ниже, чем у Китая, ОАЭ и Ирака.
До 80% российско-иранского торгового оборота приходится на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, причем эти категории преобладали как в российских поставках в Иран, так и наоборот [2].
Очевидно, значительная доля агропродовольственной продукции в товарообороте двух стран сохранится на всей обозримой перспективе.
Показателями заинтересованности Ирана и России в развитии торгово-экономических связей выступают, в частности, увеличение количества и представительности деловых контактов. Так, в середине ноября 2022 года делегация от 80 российских компаний во главе с президентом Торгово-промышленной палаты РФ С.Катыриным посетила Тегеран. Делегация представляла 10 отраслей бизнеса, в том числе сельское хозяйство, пищевую промышленность, логистику, нефтегазовую сферу, производство и строительство из 23 регионов России [3]. По сообщениям иранских СМИ, стороны обсуждали план увеличения товарооборота России и Ирана до 40 млрд долл. США [2].
Судя по всему, эта оценка завышена и соответствует исключительно благоприятному сценарию развития торгово-экономических связей, при котором Иран сможет заместить значительную часть товарооборота, сложившегося между Россией и странами Европы. Более реалистичными выглядят оценки, предполагающие рост товарооборота примерно в 3 раза к 2025 году, т.е. до 12 млрд долл. США.
Планируемый рост товарооборота приведет к возрастанию объема транспортируемых грузов, что потребует увеличения пропускной способности транспортной инфраструктуры МТК «Сервер-Юг». С этой целью разрабатывается группа перспективных маршрутов, которые формируют этот коридор.
3. Маршруты МТК «Север – Юг»
Крайними пунктами отправления МТК «Север-Юг» являются г. Санкт-Петербург и иранский портовый комплекс «Бендер-Абас» на берегу Персидского залива. Это обеспечивает выход российских товаров на рынки стран ближнего Востока, стран Азии (в первую очередь Индии) и восточной Африки. Представляется, что при налаженной логистике сроки доставки груза из Индии в Россию по этому коридору будут составлять 18-30 суток, что меньше, чем при выборе варианта доставки через Суэцкий канал [4].
В составе МТК «Север – Юг» выделяют следующие четыре маршрута (рисунок 1):
- Западный маршрут – проходит по западному берегу Каспийского моря через Республику Дагестан, Азербайджан и Иран с выходом к портам Персидского залива, рынкам Индии, Пакистана, Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива и Африки. Это железнодорожный маршрут, который продублирован также автомобильным сообщением. Представляется, что этот маршрут может быть самым быстрым из всех, поскольку перевозки могут производиться без промежуточных перевалок.
- Транскаспийский маршрут – из портов Астрахань, Оля, Махачкала через Каспийское море в иранские порты на Каспии, далее – с выходом на порты Персидского залива. Это железнодорожный маршрут с двойной перевалкой: на водный транспорт и наоборот.
- Восточный маршрут – проходит по восточному берегу Каспийского моря через Казахстан, Туркменистан в Иран, далее с выходом на порты Персидского залива. Это железнодорожный маршрут.
- Кавказский маршрут – проходит через Грузию и Армению с выходом в перспективе на Иран. Это автомобильный маршрут с частичным дублированием железнодорожным сообщением.
Рис. 1. Маршруты МТК «Север – Юг»
Источник: [5]
В настоящее время на площадке Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре при Коллегии Евразийской экономической комиссии осуществляется формирование комплексного плана развития евразийских транспортных коридоров. В рамках этой деятельности развернулись проектные работы по решению совокупности организационных, логистических, инженерных и других вопросов, связанных с созданием МТК «Север-Юг». В этом процессе задействованы такие организации, как НКО «Дирекция международных транспортных коридоров» при Министерстве транспорта Российской Федерации, Совет по международным транспортным коридорам Содружества Независимых государств, Евразийский банка развития (ЕАБР), Центр экономики инфраструктуры (ЦЭИ, Москва) и др. Предварительные прогнозные результаты по параметризации маршрутов МТК «Север-Юг» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные параметры маршрутов МТК «Север-Юг»
Маршрут | Прогнозируемый объем перевозок, млн. тонн | Требуемые инвестиции, млрд долл. США |
---|---|---|
Западный | 15-16 | 24,7 |
Транскаспийский | 10-11 | 6,8 |
Восточный | 4 | 4,3 |
Кавказский | 1 | 2,4 |
ИТОГО | 30-32 | 32,2 |